Программирование на языке ПРОЛОГ для искуственного интеллекта




Пример: обезьяна и банан - часть 4


Поэтому такое предложение иногда называют схемой хода. Благодаря понятию переменной, имеющемуся в Прологе, такие схемы легко на нем запрограммировать.

Два других типа ходов: "подвинуть" и "залезть" - легко определить аналогичным способом.

Главный вопрос, на который должна ответить наша программа, это вопрос: "Может ли обезьяна, находясь в некотором начальном состоянии  S,   завладеть бананом?" Его можно сформулировать в виде предиката

        можетзавладеть( S)

где аргумент  S  -  состояние обезьяньего мира. Программа для можетзавладеть может основываться на двух наблюдениях:

(1)    Для любого состояния  S,  в которой обезьяна уже имеет банан, предикат можетзавладеть должен, конечно, быть истинным; в этом случае никаких ходов не требуется. Вот соответствующий прологовский факт:

        можетзавладеть( состояние( -, -, -, имеет) ).

(2)    В остальных случаях требуется один или более ходов. Обезьяна может завладеть бананом в любом состоянии S1, если для него существует ход из состояния Р1 в некоторое состояние S2, такое, что, попав в него, обезьяна уже сможет завладеть бананом (за нуль или более ходов). Этот принцип показан на рис. 2.13. Прологовская формула, соответствующая этому правилу, такова:

        можетзавладеть( S1) :-
                ход( S1, М, S2),
                можетзавладеть( S2).

Теперь мы полностью завершили нашу программу, показанную на рис. 2.14.

Формулировка можетзавладеть рекурсивна и совершенно аналогична формулировке отношения предок из гл. 1 (ср. рис. 2.13 и 1.7). Этот принцип используется в Прологе повсеместно.

Мы создали нашу программу "непроцедурным" способом. Давайте теперь изучим ее процедурное поведение, рассмотрев следующий вопрос к программе:




Содержание  Назад  Вперед