Программирование на языке ПРОЛОГ для искуственного интеллекта




Ограничение перебора


В процессе достижения цели пролог-система осуществляет автоматический перебор вариантов, делая возврат при неуспехе какого-либо из них. Такой перебор - полезный программный механизм, поскольку он освобождает пользователя от необходимости программировать его самому. С другой стороны, ничем не ограниченный перебор может стать источником

fig5_1.gif (1049 bytes)

Рис. 5. 1.   Двухступенчатая функция

неэффективности программы. Поэтому иногда требуется его ограничить или исключить вовсе. Для этого в Прологе предусмотрена конструкция "отсечение".

Давайте сначала рассмотрим простую программу, процесс вычислений, по которой содержит ненужный перебор. Мы выделим те точки этого процесса, где перебор бесполезен и ведет к неэффективности.

Рассмотрим двухступенчатую функцию, изображенную на рис. 5.1. Связь между Х и Y можно определить с помощью следующих трех правил:

Правило 1:        если Х < 3, то Y = 0

Правило 2:        если 3 <= X и Х < 6, то Y = 2

Правило 3:        если 6 <= X, то Y = 4

На Прологе это можно выразите с помощью бинарного отношения

        f( X, Y)

так:

        f( X, 0) :- X < 3.                             % Правило 1

        f( X, 2) :- 3 =< X,  X < 6.              % Правило 2

        f( X, 4) :- 6 =< X.                           % Правило 3

В этой программе предполагается, конечно, что к моменту начала вычисления  f( X, Y)  Х   уже конкретизирован каким-либо числом; это необходимо для выполнения операторов сравнения.

Мы проделаем с этой программой два эксперимента. Каждый из них обнаружит в ней свой источник неэффективности, и мы устраним оба этих источника по очереди, применив оператор отсечения.




Содержание  Назад  Вперед